С начала февраля 2024 года 183 предприятия обеспечили собственные энергетические нужды, используя экологически чистые источники генерации, суммарным объемом 48 миллиардов киловатт-часов. В перечень этих организаций входят крупные корпорации, такие как «Фосагро», РУСАЛ, Сбербанк, торговая сеть «Перекресток», «Росатом» и «Юнилевер». Данная информация предоставлена Центром энергосертификации.
Также пользователями зеленых сертификатов стали более 670 частных потребителей.
На II Конференции «Биржевые инструменты декарбонизации», которую проводят Московская и Национальная товарные биржи при поддержке Российского партнерства за сохранение климата, эксперты провели детальный анализ структуры спроса и предложения на углеродные единицы, единицы выполнения квот и сертификаты происхождения электроэнергии. В фокусе внимания организаторов была и необходимость создания устойчивой ценности этих инструментов для потребителей в долгосрочном периоде.
В настоящее время предложение сформировано по всем упомянутым инструментам, однако максимальная стабильность спроса отмечается в секторе зеленых сертификатов. Примечательно, что 95% этого рынка составляют региональные регулирующие организации в рамках Сахалинского климатического эксперимента. Среди выявленных проблем – отсутствие унифицированного стандарта для углеродных единиц в различных юрисдикциях, необходимость оптимизации процедур бухгалтерского учета этих инструментов, а также риск двойного учета.
Ольга Санарова, координатор оргкомитета Российского партнерства за сохранение климата, подчеркнула важность существующих механизмов, которые стимулируют сокращение выбросов и способствуют укреплению доверия инвесторов, включая торговлю углеродными единицами и единицами выполнения квот. Она отметила первую биржевую продажу единиц выполнения квот, полученных в рамках национального климатического эксперимента на Сахалине, которая состоялась 30 июня 2025 года. Параллельно с этим рынок сертификатов зеленой энергии получает дальнейшее развитие и биржевые инструменты все чаще играют ведущую роль при реализации экономических решений в рамках климатической повестки.