ООО "Ортеа" ООО "Ортеа"
Поиск
Войти
+7(495) 771-12-55
+7(495) 771-12-55
г. Москва, Севастопольский проспект, 56/40
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (812) 561-68-65
г. Санкт-Петербург, Проспект Энгельса, 37
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны
+7(495) 771-12-55
Главный офис
+7 (812) 561-68-65
Контакты в Санкт-Петербурге

«МОЭСК» откроет памятник создателям электрозаграждений

22 июня ОАО ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» совместно с  ...
«МОЭСК» откроет памятник создателям электрозаграждений

22 июня ОАО ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» совместно с администрацией городского поселения Нахабино, командованием и советом ветеранов инженерных войск Российской Федерации проведет торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби.

Электрозаграждения на подмосковном рубеже были созданы по постановлению Государственного комитета обороны от 2 августа 1941 г. Документ предписывал Наркомату обороны «немедленно приступить к созданию полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передач».

Организацией работ занималось управление специальных работ Западного фронта, которое возглавлял военный инженер 2-го ранга М.Ф. Иоффе. Но в Красной Армии не было своих специалистов-высоковольтников, поэтому ГКО обязал народного комиссара электростанций А.И. Леткова выделить из системы Мосэнерго инженеров-электриков, а также несколько бригад электромонтеров со специальным инструментом и автотранспортом.

К октябрю 1941 г. электрозаграждения общей протяженностью свыше 200 км большим полукольцом охватили Москву с севера на юг и в середине ноября были приведены в боевую готовность. В истории военного дела этот случай считается уникальным – никогда раньше столь масштабные системы электрозаграждений не создавались.

Электрозаграждения представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки на деревянных кольях. Проволока на последнем ряде, ближе к нашим позициям, крепилась с помощью изоляторов или резиновых трубок и была под напряжением. Через каждые 50-70 метров к забору по подземным кабелям подводился электрический ток от построенных подземных подстанций, преобразующих трехфазный ток напряжением 6000 вольт в однофазный ток напряжением 1500 вольт. Они располагались в блиндажах на удалении 1,5-2 км от электрозаграждений. Электроэнергия к ним подводилась по воздушным линиям от базовых подстанций Мосэнерго.

Архивные материалы свидетельствуют, что ближе всего немецкие войска подошли к электрозаграждениям у деревень Козино и Нефедьево, где держал оборону 258-й стрелковый полк (командир полка М.А. Суханов) 9-й гвардейской стрелковой дивизии 16-й армии.

Сохранился журнал боевых действий этого подрайона по включению заграждений в период со 2 по 5 декабря 1941 г. В частности, 4 декабря отмечены большие скачки тока, по которым можно судить, что немцы пытались неоднократно преодолеть электрозаграждения. Но все попытки врага пересечь электрозаграждения успеха не имели.

Таким образом, в общей системе обороны столицы электрозаграждения сыграли свою положительную роль и помогли защитить столицу от гитлеровских захватчиков. В дальнейшем в ходе Великой Отечественной войны электризуемые заграждения успешно применялись и на других участках фронта: под Ленинградом, Одессой, Ростовом-на-Дону.

22 июня ОАО ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» совместно с администрацией городского поселения Нахабино, командованием и советом ветеранов инженерных войск Российской Федерации проведет торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби.

Электрозаграждения на подмосковном рубеже были созданы по постановлению Государственного комитета обороны от 2 августа 1941 г. Документ предписывал Наркомату обороны «немедленно приступить к созданию полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передач».

Организацией работ занималось управление специальных работ Западного фронта, которое возглавлял военный инженер 2-го ранга М.Ф. Иоффе. Но в Красной Армии не было своих специалистов-высоковольтников, поэтому ГКО обязал народного комиссара электростанций А.И. Леткова выделить из системы Мосэнерго инженеров-электриков, а также несколько бригад электромонтеров со специальным инструментом и автотранспортом.

К октябрю 1941 г. электрозаграждения общей протяженностью свыше 200 км большим полукольцом охватили Москву с севера на юг и в середине ноября были приведены в боевую готовность. В истории военного дела этот случай считается уникальным – никогда раньше столь масштабные системы электрозаграждений не создавались.

Электрозаграждения представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки на деревянных кольях. Проволока на последнем ряде, ближе к нашим позициям, крепилась с помощью изоляторов или резиновых трубок и была под напряжением. Через каждые 50-70 метров к забору по подземным кабелям подводился электрический ток от построенных подземных подстанций, преобразующих трехфазный ток напряжением 6000 вольт в однофазный ток напряжением 1500 вольт. Они располагались в блиндажах на удалении 1,5-2 км от электрозаграждений. Электроэнергия к ним подводилась по воздушным линиям от базовых подстанций Мосэнерго.

Архивные материалы свидетельствуют, что ближе всего немецкие войска подошли к электрозаграждениям у деревень Козино и Нефедьево, где держал оборону 258-й стрелковый полк (командир полка М.А. Суханов) 9-й гвардейской стрелковой дивизии 16-й армии.

Сохранился журнал боевых действий этого подрайона по включению заграждений в период со 2 по 5 декабря 1941 г. В частности, 4 декабря отмечены большие скачки тока, по которым можно судить, что немцы пытались неоднократно преодолеть электрозаграждения. Но все попытки врага пересечь электрозаграждения успеха не имели.

Таким образом, в общей системе обороны столицы электрозаграждения сыграли свою положительную роль и помогли защитить столицу от гитлеровских захватчиков. В дальнейшем в ходе Великой Отечественной войны электризуемые заграждения успешно применялись и на других участках фронта: под Ленинградом, Одессой, Ростовом-на-Дону.